Роспись храмов фресками


Гелати или Гелатский монастырь (გელაოი) формально относится к Ткибульскому муниципалитету, хотя часто пишут, что он находится в Кутаиси. Монастырь относится к Кутаисско-Гаэнатской епархии, а его храм - кафедральный храм этой епархии. Гелати построен на высоком прохладном месте, от него хороший вид на округу и на далекие Рача-Лечхумские горы. В общих словах монастырь - это большой храм Рождества Богородицы XII века, и еще два храма XIII века. Рядом звонница, Академия, несколько хозяйственных построек и две арки ворот. Все обнесено стеной, вход бесплатен.

 

 Гелатский монастырь

 

Гелати в 2010 году. Звонница в тот год была в ремонте. Домики вдалеке, левее храма - это уже Кутаиси.

Название

В Грузии монастыри обычно называют по месту их нахождения, или по имени основателя. Гелати - случай особый. Точного значения слова "гелати" не знает никто. По наиболее убедительной версии это слово происходит от греческого γενέθλια (генфлия - Рождение), так как главный храм собора посвящен Рождеству Богородицы. От этого слова образовалось раннее название монастыря - Гаэнати. Впоследствии Гаэнати вышло из употребления, но оно осталось в названии епархии - она до сих пор Гаэнатская.

История

В 1104 году царь Давид Строитель захватил Кахетинское царство. Сельджукские правители Гянджи вторглись в Кахетию восстановить справедливость и были разбиты в сражении при Эрцухи. В память присоединения Кахетии и Эрцухской битвы Давид решил основать монастырь, и в 1006 году приказал начать строительство на горах над столицей (Кутаиси). Первым и основным зданием стал Собор Рождества Пресвятой Богородицы, который строили до 1125 года. Таким образом, этот монастырь, и особенно его собор, стал символом грузинского Золотого века, а вернее, символом начала новой фазы этого века.

 

При монастыре была основана Академия, здание которой недавно отреставрировали. В итоге возник комплекс: Собор, шатер над родником, здание Академии, трапезная, дом настоятеля и кельи. Все это было обнесено стеной. Дополнительно было построено второе кольцо стен, которое уже не существует. В те годы вокруг монастыря были построены даже специальные места для отшельников. Осталось ли от них что-то, мы уже не знаем.

 

Именно при Давиде в монастырь была перенесена Хахульская икона Божьей Матери. Сейчас её можно видеть в музее искусств в Тбилиси. Давид умер в 1125 году и был похоронен в воротах монастыря. Его сын, царь Димитрий, достроил западный придел храма (через который сейчас входят в собор), расписал его фресками, а потом построил южный придел.

 

Около 1200 года, уже при царице Тамаре, в Гелати был построен храм Святого Николая Чудотворца, очень небольшой, но зачем-то поднятый вверх на целый этаж, так что под храмом можно свободно ходить.

 

В 1293 году в соборе монастыря был похоронен царь Давид Нарини (в юго-восточном приделе).

 .

Позже был построен и третий храм - в честь Георгия Победоносца. Этот храм странен. На нем нет датировочных надписей и в документах его постройка не упоминается. Предполагается середина XIII века, хотя это только версия. У храма нет никаких явных элементов, которые помогли бы идентифицировать эпоху.

 

Помимо этих трёх храмов существует ещё колокольня. С её датировкой как раз все просто. Такие колокольни в больших количествах строили в самом конце XIII века и в начале последующего. Колокольню построили над родником, где до этого стоял каменный шатер. Ещё недавно у нее был унылый купол из кровельного железа, но в 2010 году его разобрали и перестроили, выложив глазурованной плиткой.

 

Звонница

В XIV веке монастырь был частично  разрушен монголами, в XV веке восстановлен.

 

В 1510 году турки совершили первый разведывательный рейд на Грузию. Они дошли до Кутаиси, порушили его, а затем зашли в Гелати. Во время этого набега сильно пострадали фрески монастыря.  Имеретинский царь Баграт III (1510—1565) приложил усилия к восстановлению фресок. В храме Рождества фрески сделаны между 1561 и 1578 годами (ибо на них изображена вторая жена царя Гиоргия II), а в храме Святого Гиоргия - после 1578 года (там Гиоргий упомянут в надписи с третьей женой).

 

С 1557 по 1578 Абхазским (западногрузинским) католикосом был Евдемон I (Чхетидзе). Именно при нём прекратила существовать православная церковь на территории Абхазии. Население региона почти полностью ушло в язычество, поэтому храмы были забыты и оставлены. Евдемон покинул Пицунду (резиденцию католикоса с XIII века) и переселился в Гелати. Ему была передана церковь Великомученика Гиоргия, которая стала кафедральным собором всего западногрузинского католикосата. Видимо, в эти же годы была привезена главная реликвия Абхазии - икона Бичвинтской Богоматери. Сейчас она вроде бы должна роспись храмов фресками храниться в тбилиском музее искусств, но что-то её там не видно.

 

В 1994 включено в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

 

Современность

Сейчас на территории монастыря можно видеть три храма, выстроенные в одну линию с востока на запад. В стене есть ворота с востока и с юга. Восточные - основные, а южные скорее мемориальные, там могила царя Давида. Войдя в восточные ворота, вы видите впереди колокольню, сразу слева - храм Георгия, за ним Рождественский собор, и в конце храм Николая. А теперь по порядку.

Храм святого Георгия

Храм Георгия Победоносца должен привлекать внимание в первую очередь, хотя бы как кафедральный собор Абхазской епархии. Мы ничего не знаем о его постройке, и  даже версии строить сложно.Это очень странно, если учитывать, в каком важном месте он построен.

 

Большинство посетителей монастыря проходит мимо сразу к храму Рождества. А между тем Георгиевский храм тоже симпатичен и там очень неплохие фрески середины XVI века. Они сделаны тогда же, когда и фрески главного храма, и на них изображены те же самые лица: патриарх Евдемон, царь Баграт и его родственники. Причемэи фрески по стилю еще более ориентальные, чем аналогичные в Рождественском соборе. Одежда многих персонажей гораздо более персидская на вид.

 

 Храм Святого Георгия в Гелати

Храм Святого Георгия в Гелати Храм Святого Георгия Храм Св. Георгия Фрески храма Св. Георгия
Фрески в Гелати
Фрески в Гелати Алтарная прегородка Фрески в Гелати Фрески в Гелати

 

 

Западнее этого храма стоит основной Рождественский собор, о чём ниже, а за ним - нетривиальный храм Святого Николая. Это очень странное сооружение, причем исторически он был еще необычнее: на уровне второго этажа шла деревянная галерея. На фотографиях ниже показан этот храм в 2010 году, а сейчас у него новый красивый купол.

 

 Храм Святого Николая Чудотворца
Храм Святого Николая
Храм Святого Николая

 

Почти вплотную к этому собору стоит здание Гелатской Академии. Оно открыто после реконструкции в 2014 году и сейчас туда можно свободно зайти и посмотреть, что там есть. Само здание построено в первые годы существования монастыря, где-то около 1106 года, а каменный портик - это уже начало XIV века, монгольская эпоха.

 

 

Храм Рождества Богородицы

Рождественский собор монастыря строился с 1106 по 1125 годы, хотя приделы достроены чуть позже. Он в основном сложен из камня, а поверху облицован известняковыми плитами. Такой известняк известен как эклар, и сейчас часто применяется при отделке во всем мире. Этот камень имеет белый цвет, но желтеет со временем. Мы видим собор бежевым, но в первые века своей жизни он был совершенно белый.

 

 Храм Рождества Богородицы

Координаты:  42°17'40"N   42°46'5"E


Фреска

 

При внешней сложности собор имеет простую планировку. Он прямоугольный, с большой алтарной апсидой и двумя боковыми. С запада пристроен небольшой привор (нартекс). Посетители обычно входят через центральый портал в этот притвор и видят справа каменный навес на столбах - это место захоронения первого имеретинского царя, Давида Нарини. Он был свидетелем монгольского нашествия, мог встречаться в Монголии с Алексадром Невским, а умер в тот год (1293), когда землетрясение уничтожило монастырь Вардзия.

 

Вокруг центрельного храма построены приделы: три камеры с юга и четыре с севера. Они оформлены апсидами, как отдельные небольшие храмы.

 

Хороших планов храма в интернете не обнаружено, пришлось рисовать его самостоятельно. Вот он:

 

Храм Рождества Богородицы в Гелати

 

Интереснейшая часть собора - это его фрески и мозаики. Они делались в разные эпохи разными людьми. Часть фресок - первоначальная роспись 1125 года. Она сохранилась в нартексе (западном приделе), где можно увидеть сцены «Чудо Святой Евфимии на Халкидонском Соборе» и «Вознесение Креста». От того же времени сохранилась мозаика с изображением Богоматери Никопеи в алтарной апсиде. Нижняя половина этой мозаики не сохранилась и позже была заменена фреской.

 

Для справки: Богоматерь Никопея или Богоматерь Кириотисса - это композиция, созданная апостолом Лукой и изображающая Богородицу в рост с Младенцем, которого она держит перед собой на уровне груди. Знаменитую Сикстинскую Мадонну условно относят к этому типу икон.

 

Вторая по культурной важности фреска находится на северной стене, сразу слева от алтаря. Она состоит из двух уровней, на втором мы видим сцену Входа в Иерусалим, а на первом изображены фигуры царей. Крайняя справа фигура - это знаменитейшее изображение Давида Строителя. Его легко распознать по макету храма в руке. Это вроде бы единственное изображение этого царя, и то не прижизненное. Левее Давида видим фигуру епископа с белой бородой - это Евдемон, митрополит Абхазский. Над его головой надпись: «Католикос Абхазии Евдемон».

 

Фреска монастыря Гелати

 

Левее, через небольшой промежуток - царь Баграт III Имеретинский и царица Елена. Еще левее их сын Гиоргий (царь Имеретии 1565 — 1585), за ним его сын Баграт (-1578) и жена Русудан Шервашидзе (-1578). Русудан - вторая жена Гиоргия, первая умерла в 1561 году, из чего следует, что фреска создана не ранее 1561 года. Весьма вероятно, что все персонажи кроме Давида фрески имеют портретное сходство с прототипами. Над каждой фигурой подписано имя.

 

Если же поднять голову выше, то под самым сводом видна сцена Схождения Святого Духа на Апостолов.  Там видим апостолов, языки пламени, и царя с белым платком и греческой надписью "Космос". Это персонифицированная вселенная, на которую сходит Святой Дух.

 

Ну и самая, наверное, интересная фреска храма - двойной портрет имеретинского царя Давида Нарини (-1293). На одном он изображён в царской одежде, на втором - в монашеской. Эту фреску обнаружить непросто. Для этого надо попасть в южный придел, который часто бывает закрыт, и оттуда пройти в юго-восточный придел, который так же бывает закрыт. Фреска будет справа от входа.

 

Давид Нарини

Остальных фресок и надписей великое множество, но это в основном классические библейские сюжеты. Существуют их многословные описания.   

Гелатские ворота

Помимо храмов, в монастыре есть еще нечто, знаменитое едва ли не более храмов - его ворота. Их слава началась в тот год, когда царь Давид Строитель, согласно своему завещанию, был похоронен под их аркой. Это было своего рода проявление смирения: люди должны были входить в монастырь, наступая ногами на могильную плиту. Время внесло коррективы и эти ворота сейчас не являются проходными, превратившись фактически в мавзолей. В 1139 году сын царя, Деметре I, вывез из Азербайджана ворота города Гянджа и установил их здесь же, почти прямо над могилой отца. Половина куда-то пропала, а вторая осталась. Выглядит довольно скромно. Ворота грубо склепаны из металлических листов, на них выдавлена надпись арабским шрифтом.

 

 Ворота
Ворота монастыря
Гелатские ворота Могила Давида Строителя Ворота Гянджи
Захоронения

Давид Строитель основал монастырь и в нём же был похоронен. Это положило начало традиции хоронить здесь царей Грузии, а после распада Грузии - царей Имеретии. Из шести приделов храма Рождества один был отведен под захоронения - собственно, придел Всемилостивого Спаса. Эти могилы не сохранились, но считается, что там были как минимум три могилы. Согласно устному преданию, в приделе Андрея Первозванного была похоронена Царица Тамара.

 

В западном приделе был похоронен царь Давид Нарини (1247-1293). Осталась фреска на стене придела, где он изображен храмов вместе с женой.

 

 Могила Давида Нарини

Могила Давида Нарини

В 1510 году в соборе был похоронен Александр II, царь Имеретии. У его могилы (могу ошибаться) сейчас находится фреска, изображающая его и его жену. Фреска, возможно, сделана на полвека позже, после реставрации, которую затеял его сын.

Александр II

Здесь же в храме похоронены последние имеретинские цари Соломон I и Соломон II. Последний сначала был похоронен в Трабзоне и перезахоронен в Гелати только недавно.

Попадание

Монастырь находится чуть в стороне от трассы Кутаиси-Ткибули. Поворот имеет указатель. От трассы надо пройти по извилистой дороге километра три. Перед входом есть парковка и несколько киосков с сувенирами.

 
 Что есть вокруг

Совсем рядом, в паре километров, находится чуть менее известный монастырь Моцамета.  Чтобы туда попасть, надо вернуться на основную трассу (3 км.), пройти по ней несколько километров, повернуть влево и пройти еще пару километров. Есть и прямая тропа - говорят, там маркированные деревья. Придется перевалить через хребет, спуститься в глубокий красивый каньон, подняться на его другую сторону - и вы в Моцамета. Я встречал чешку, которая попробовала так пройти, но заблудилась в лесу и не дошла. А между тем прогулка обещает быть интересной.

 

 карта Гелати

 

 

 


Источник: http://travelgeorgia.ru/79/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Росписи нового храма / Православие. Ru Выкройка штанов для младенца

Роспись храмов фресками Роспись храмов фресками Роспись храмов фресками Роспись храмов фресками Роспись храмов фресками Роспись храмов фресками